Эйкка
Топпинен, Макс Лилья, Антеро Маннинен и Пааво Лотьонен познакомились,
учась на подготовительных курсах в Академии музыки имени Я. Сибелиуса
(Хельсинки) по классу виолончели. Чтобы обеспечить себе прожиточный
минимум, студенты подрабатывали игрой в различных оркестрах, а также на
похоронах (вот откуда, видимо, и пошло название Apocalyptica...). На
досуге же юные дарования, вместо того, чтобы разучивать партиты Баха и
сонаты Брамса, оттягивались под «тяжелый металл». Летом 1993 года
горячие финские парни отправились в молодежный музыкальный лагерь, где
собирались хорошенько отдохнуть от напряженных трудов. По дороге пришла
им в голову светлая мысль – попробовать исполнять произведения своей
любимой группы Metallica... на четырех виолончелях. Сказано – сделано.
Уже через несколько дней квартет дебютировал на колхозной вечеринке, и,
ободренный успехом, продолжил выступления на студенческих тусовках в
наступившем учебном году. Думается, мудрые преподаватели были не
очень-то довольны достижениями своих учеников на поприще
«симфонизированного трэша». Но молодых финнов уже манил большой
успех.После феерического выступления в хельсинкском клубе Teatro
(декабрь 1995) группе позвонили представители рекорд-компании Zen
Garden и предложили контракт на запись альбома. Так в 1996 году на свет
появился диск «Apocalyptica Plays Metallica By Four Cellos», в котором
спетое Хэтфилдом и сыгранное Хэммиттом было тщательно переведено на
струнно-смычковый «язык» с использованием разнообразных рикошетов,
флажолетов, стаккато, пиццикато, игры щелчком, толчком, тычком, а также
с форсажем, у колодки, за подставкой и вообще за пределами всяческого
разумения. Звуковые возможности «апокалиптических» виолончелей
простирались от тончайших оттенков человеческого голоса (колыбельная в
начале «Sanitarium») до лютого гитарного фуза («Enter Sandman»), своей
массивностью способного просто-напросто задавить слушателя. Партии
вокала, соло- и ритм-гитары, баса и даже ударных - все исполнялось на
четырех виолончелях, некоторые из которых, между прочим, были
инструментами антикварными, почти что музейными (на это особо
указывалось в буклете, прилагавшемся к диску). Помимо упомянутых
композиций в альбом вошли также «Master Of Puppets», «Harvester Of
Sorrow», «The Unforgiven», «Sad But True» и другие хиты Metallica.
После выхода этого CD группа начала активно гастролировать, выпустила
несколько синглов.В начале 1998 года увидел свет второй диск
Apocalyptica – «Inquisition Symphony», в котором, помимо музыки
Metallica, были представлены аранжированные для квартета виолончелей
композиции Sepultura, Pantera и Faith No More, а также собственные
сочинения финнов – «Harmageddon», «Metal Boogie» и «Toreador». Диапазон
эмоционально-звуковых состояний, выжимаемых исполнителями из их
тяжеловесных фигурных «ящиков», казался поистине фантастическим: мы
слышали то сдержанные стенания («Nothing Else Matters»), то вдруг
оказывались на поле брани, где впору танец с саблями исполнять
(«Refuse/Resist»), то с удивлением улавливали "поющие" обертоны,
сметавшиеся агрессивным «возиловом» по струнам (начало «Toreador»), то
внимали зову безжизненно-печальных пиццикато («One»). Потрясала
«Inquisition Symphony» из репертуара Sepultura, открывавшаяся
леденящими душу сталактитными звучностями и завершавшаяся
сокрушительным «обвалом» при полной иллюзии электрического фидбэка.
Впрочем, различные электрические «примочки» музыканты все же
использовали, причем во втором альбоме значительно шире, чем в
первом.Умелое обращение с «электричеством» было продемонстрировано и на
единственном московском концерте Apocalyptica 29 мая 2000 года во
МХАТе, который, увы, длился всего лишь чуть более часа (как показалось,
Пааво переиграл руку). На этом концерте группа выступала в обновленном
составе: «старейшину» Антеро Маннинена, с головой ушедшего в
преподавательскую деятельность, сменил молодой Пертту Кивилааксо.
Финны, вышедшие на сцену в строгих фраках и кожаных штанах, ловко
подключили инструменты к звукоснимателям и выдали на-гора свои
«коронки». Ребята яростно перепиливали виолончели, публика скандировала
«Мо-лод-цы!», а билетерши прятались по углам от царившего в зале
угара.В октябре 2000 года вышел третий диск Apocalyptica – «Cult».
Практически весь материал альбома принадлежал перу Эйкки Топпинена,
который раньше был одним из равноправных членов коллектива, а теперь
провозгласил себя его безусловным лидером. В пресс-релизе к альбому
«бесстрашного Эйкку» по силе и разносторонности творческого дарования
сравнивали с русским композитором XIX века Александром Скрябиным.
Собственные вещи Apocalyptica действительно стоят внимания – особенно в
сравнении с предыдущими довольно-таки аморфными опытами группы, явно
проигрывавшими по сравнению с «высокой метал-классикой». В теперешних
самостоятельных опусах Apocalyptica есть многое от true metal –
«истинного металла». В качестве веского «P.S.» и «thanks» к диску
записаны еще два «кавера» Хэтфилда & Хэммилла (причем к «Fight Fire
With Fire» парни умудрились присобачить кусок какой-то барочной пьесы),
а также совершенно потрясающая интерпретация пьесы норвежского
композитора-романтика Э. Грига «В пещере горного короля». Немного
изменилось само звучание – стало еще больше «электрификации»,
разнообразных «примочек», стереоэффектов, «низы» углубились за счет
использования контрабаса, появились оркестрово-роковые ударные.Главная
заслуга Эйкки Топпинена сотоварищи заключается не в том, что они смогли
воспроизвести на нескольких однородных по тембру инструментах звучание
целой рок-группы, а в том, что созданные ими кавер-версии по своей
забойной силе и разрушительной энергетике впечатляют не меньше, чем
оригиналы, отнюдь не являясь при этом всего лишь очередным
экспериментом в попытке примирить рок-музыку с «классикой».
Apocalyptica доказали, что играть «настоящий» металл можно не только на
гитарах, и что, в конце концов, содержание куда важнее, чем форма, в
которую оно облачено. В начале 2002 году ввиду непреодолимых творческих
разногласий группу покинул Макс Лилья. В 2003 году вышел альбом
"Reflections", полностью состоявший из собственных композиций
"Apocalyptica". В записи пластинки принял участие кумир молодых финнов
Дэйв Ломбадо (экс-"Slayer").